История Белозерского леспромхоза

3 октября 1929 года на основании распоряжения треста «Севзаплес» был издан приказ об образовании «Белозерского леспромхоза». В 2009-м году предприятие отметило 80-й юбилейный день рождения.

Все эти годы леспромхоз являлся лидером отрасли, демонстрируя профессиональную, качественную работу, применяя передовые технологии, выполняя и перевыполняя поставленные задачи, за что и был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

До 1948 года «Белозерский ЛПХ» был предприятием сезонного действия. Заготовку и вывозку осуществляли в зимний период, привлекая к работе сотрудников колхозов.

В первые годы существования леспромхоза на валке леса пользовались лишь двуручной поперечной пилой «дровянкой», сучья обрубали топорами, древесину на лошадях трелевали к лесовозным дорогам и вывозили к рекам для молевого сплава. В 1935 году на валке начали использовать лучковые пилы, позволившие высвободить одного человека, и, следовательно, увеличить производительность труда. В этот же период в леспромхозе стали создавать зимние конно-ледяные дороги — двухполозные ледянки. Для вывозки леса по этим дорогам изготовляли специальные сани.

В 1937 году впервые в истории леспромхоза на вывозке леса начинают применять механизмы. Была сформирована тракторная механизированная колонна в составе четырех тракторов Челябинского тракторного завода.

23 декабря 1937 года леспромхоз вошел в состав только что организованного треста «Череповецлес».

В 1938 году предприятие вместе со всей страной активно включается в стахановское движение. А в 1941 году перед коллективом возникают новые задачи: обеспечивать потребности фронта в древесине, поставлять дрова на железную дорогу, производить сани, лыжи, оружейные болванки для армии, авиасосны для самолетостроения. В это время в лесу в основном трудятся женщины и люди преклонного возраста. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 230 работников.

Сразу после окончания войны в леспромхозе запланировали переход на механизированную лесозаготовку, начали набор кадровых рабочих, что позволило перевести предприятие на круглогодовую работу. В конце 1947 впервые была внедрена автомобильная вывозка. А в 1954 году силами и средствами леспромхоза началось строительство Георгиевской автомобильной дороги круглогодового действия с колейным покрытием из железобетонных плит, которая стала первой в Вологодской области дорогой с таким покрытием. Строительство позволило получить доступ к лесосырьевой базе, удаленной от рек.

Достигнутые результаты получили высокую оценку правительства, и в сентябре 1964 года в Белозерске было созвано Всесоюзное совещание лесозаготовителей. Опыт леспромхоза решили распространить по всей стране. А коллектив, закрепляя успех, достигал рекордных производственных показателей. Седьмую, восьмую, девятую, десятую пятилетки белозерские лесозаготовители отработали с перевыполнением плана, осваивая новую технику, разрабатывая и внедряя новые технологии, внося рационализаторские предложения.

Большое внимание в эти годы в леспромхозе уделяли социальным вопросам. Параллельно с развитием производства велся ремонт и строительство жилья, объектов соцкультбыта.

В 1992 году на основании Указа Президента РФ от 1 июля № 721 происходит акционирование государственного предприятия «Белозерский ЛПХ» в ОАО «Белозерский ЛПХ». Реорганизация обернулась для многих лесозаготовителей банкротством. Леспромхозу такой участи удалось избежать, благодаря вхождению в состав холдинга «Череповецлес». Грамотные управленческие решения помогли предприятию пережить кризис, наладить стабильную работу. Леспромхоз под руководством холдинга начал поставки продукции на экспорт, внедрял рубки ухода, постепенно-выборочные рубки, одним из первых в стране освоил скандинавскую технологию лесозаготовки.

И сегодня «Белозерский ЛПХ» остается передовым, стабильно работающим предприятием, которое осознает свою ответственность перед людьми и природой и с учетом этого строит свою деятельность.